1. Современный человек должен быть полезен для общества и как
личность и как профессионал. Но понимание того, что выбор профессии был
правильным приходит ко многим лишь с годами. И именно выбор профессии,
не считая личных коммуникативных качеств, способен реально повлиять на
скорость продвижения по карьерной лестнице. Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «А на какие профессии сейчас спрос на рынке труда? И куда пойти учиться, чтоб потом гарантированно найти работу?» Такой вопрос всякого папу озадачит. И, вроде, все работы действительно хороши – выбирай на вкус, но за все ли потом можно получить приличное материальное вознаграждение? И в какой вуз поступать, чтоб по его окончании стать не только дипломированным, но и востребованным специалистом? Список специальностей-лидеров этой осени выглядит так: • юриспруденция, • стоматология, • экономика и финансы, • медицина, • менеджмент, • IT-технологии. Срок обучения по этим специальностям 4 года – бакалавр, 5 лет –специалист, 6 лет – магистр. 2. При этом эксперты отмечают, что важна не только профессия, но и узкая специализация, которая становится «общей тенденцией на рынке труда». Рост конкуренции заставляет компании менять приоритеты. Происходит пересмотр подходов к оценке рабочей силы. Как показывает практика, узкая специализация дает большую эффективность для компаний. Есть и другие объяснения спроса на узких специалистов. Вторая волна экспансии иностранных фирм проходит в новых для них условиях, когда стандарты бизнеса, в том числе и качество персонала, диктуют уже украинские компании. Поэтому и зарубежные фирмы смотрят в сторону узких специалистов, справедливо ожидая от них большей отдачи. Именно поэтому исследователи советуют еще при поступлении в вуз выбирать не только профессию, но и направление в ней. Например, не стоматологию вообще, а протезирование. Не столько менеджмент как таковой, а логистику, управление человеческими ресурсами, бренд-менеджмент или менеджмент продаж. Вместе с тем, как советуют эксперты, не стоит замыкаться в тесной скорлупе специализации. Весь мир переходит на составные, комплексные гибриды профессий. Например, биотехнология. Это интересная вещь, но, возможно, не самая востребованная в наши дни в Украине. Однако если добавить к биотехнологии экономику, IT-технологии или социологию, то такого специалиста возьмут с порога. 3. Что же касается сегодняшнего дня и ближайшей перспективы, то сейчас в Киеве (а значит, через пару лет и в регионах) наблюдается заметный рост спроса на сотрудников по следующим направлениям: • в маркетинге – продакт-менеджеры и аналитики, • в кадровых службах – специалисты по обучению, • в продажах – специалисты по управлению региональными продажами, • в производстве – инженерно-технические работники и специалисты в области управления качеством. Сегодня о важности и необходимости высшего образования ведутся многочисленные споры. Полемика разыгрывается на фоне растущей нехватки рабочих специальностей. Помимо этого, история, да и современность знает много примеров того, как люди, не получившие ставшего сейчас практически обязательным высшего образования, делали головокружительную карьеру, добиваясь успеха в бизнесе, политике и других сферах человеческой деятельности. Если человек хочет осуществить свои мечты и чего-то добиться в жизни, он сможет это сделать и без высшего образования. В жизни важны не корочки и дипломы, а реальные знания. Каждый человек развивается в этом мире, как и в каком направлении - решает только он сам. Бесспорно, высшее образование является хорошим жизненным опытом, но главное не то, что человек имеет диплом о высшем образовании, а какими навыками и способностями он обладает, а также имеет ли стремление к развитию. Людям, получившим высшее образование, открывается больше возможностей карьерного роста. В то же время не стоит стремиться получить высшее образование во что бы то ни стало, идя на поводу у общественных стереотипов. Есть и иные пути поиска своего места в жизни. Высшее образование - совершенно не показатель дальнейшего благополучия. В современном мире роль играет не диплом, не то, какой ты университет окончил, а умение общаться с людьми, идти на контакт, заводить новые знакомства. Но все же высшее образование может пригодиться для получения методов поиска необходимой информации и ее осмысления. 4. Что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должно играть обучение и каким оно должно быть, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду... ... » получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно» Это и понятно, если человек знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет получать знания, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания, — а ведь именно это и нужно в жизни. Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который: умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы. Таким образом, человек, который будет жить и трудиться в третьем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности, грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы) самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. 3, 4 . Человек, который будет жить и трудиться в третьем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности: • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; • четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; • быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы); • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них; • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. 5. Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, а также учителей. Процесс обучения современного человека, не говоря уже об учителе, не заканчивается в школе, колледже, вузе. Он становится непрерывным. Система непрерывного образования — не декларация, а насущная потребность каждого человека. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость в дистанционном, на основе современных информационных технологий. Естественно, это требует значительных материальных затрат. Но здесь, как в народной мудрости: кто не успел, тот опоздал. Если мы хотим видеть Украину среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны не только строить собственную судьбу, но и судьбу Украину, надо искать, искать и находить. Важно формировать у каждого учителя потребность и готовность к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей жизни. Учителю необходимо знать особенности информационных потоков своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать информацию из различных источников, представлять ее в доступном ученикам виде и эффективно использовать в педагогическом процессе. Для этого учитель не только должен сам владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и уметь организовывать обучение, формируя особый тип культуры – информационную культуру личности. Если речь идет о переподготовке педагога, а не о повышении квалификации, тогда эти знания необходимы. Но в большинстве случаев проблем с предметными знаниями у учителей нет. Они слабы в области методических компетенций. Львиная доля времени даже в педвузах посвящена именно предметному обучению. Считается, что главное – предмет знать, а как научить детей этому предмету, педагог сам додумается, и методическая часть сокращена до минимума. Но как раз эти знания педагогам крайне необходимы. Предметные знания неизменны, а вот технологии обучения меняются. Должен постоянно происходить обмен опытом: семинары, курсы повышения квалификации, при чем учителя должны сами решать когда и на какие курсы им идти. С уважением, Сергей Дзюба Технологический лицей ОРТ г.Киев, Украина |